banner 3




обзоры





Главная » Обзоры и статьи » ЦАП/предварительный усилитель/усилитель для наушников ASUS Essence III

ЦАП/предварительный усилитель/усилитель для наушников ASUS Essence III

Тестируемый аппарат: ЦАП/предварительный усилитель/усилитель для наушников ASUS  Essence III

Референсная система: компьютер Toshiba Qosmio G50-12L (8 GB RAM/2x1 TB HDD), сетевой накопитель Round Audio (4 TB), конвертер M2Tech HiFace Evo; 32-битный цифро-аналоговый преобразователь / дискретный усилитель для головных телефонов /стерео предусилитель Fostex HP-A8C; УМ - моноблоки Round Audio на основе модулей IcePower 125ASX2 в балансном включении; акустические системы Round Audio FR12 Mk. III; USB, межблочные и акустические кабели Tchernov Audio серии Ultimate; головные телефоны Philips SBC HP1000, Sennheiser HD 800, Audio-Technica ATH-ES10Т, Fostex TH-900.

Тестируемый аппарат уже почти год как входит в состав референсного тракта Round Audio и с честью выдержал множество сравнений. Тем интереснее взглянуть на него сейчас, с точки зрения абсолютного качества звучания.

1. Внешний вид, особенности конструкции и возможности подключения

Увесистый алюминиевый корпус со скругленными боковыми гранями. Нестандартная ширина. В отделке сочетаются матовый и брашированный алюминий. Верхняя крышка - жесткая. На постукивание костяшками пальцев корпус отзывается глухо. Мягкие подушечки на ножках надежно фиксируют корпус на любой поверхности. Все во имя качества звука - никаких дисплеев, индикация светодиодная. На передней панели -ничего лишнего: кнопка включения/выключения, кнопка выбора входа и кнопка переключения выхода (линейный/наушники). Гнезда для подключения наушников принимают как обычный 6.3 мм TRS штеккер (стандартный режим),  так и штеккеры mini XLR (балансный режим). Регулировка уровня прецизионная дискретная, на реле. Осуществляется двумя отдельными ручками: на линейных выходах и на выходе усилителя для наушников. Ручка выбранного выхода подсвечивается светодиодом. На ощупь ручки кажутся пластмассовыми, хотя производитель уверяет, что это алюминий. Усилия на ручках откровенно не хватает. Углы поворота соответствуют субъективными ощущениям изменения уровня.

Задняя панель демонстрирует возможности подключения. 4 цифровых входа: USB, SPDIF Coaxial, SPDIF TosLink, XLR AES/EBU. Аналоговый небалансный вход (RCA). Аналоговые выходы балансные (XLR) и небалансные (RCA). Разъемы качественные. Тумблер переключения режима порта USB (USB 1.0/USB 2.0). Тумблер отключения регулятора уровня (режим ByPass).

Сетевой шнур NoName, большого сечения: 3х1.5 мм.кв.

ЦАП комплектуется пультом дистанционного управления, который позволяет регулировать уровень громкости (только на аналоговых балансных/небалансных выходах устройства), переключать входы и выходы, а также включить/выключить устройство. Пульт не блещет дизайном, но вполне удобно лежит в руке. Для обеспечения возможности использовать ДУ в сложных условиях размещения, предусмотрен выносной приемник ИК сигнала.

По утверждению производителя тракт прохождения звукового сигнала полностью балансный. Высококачественные компоненты. Схемотехника выполнена в основном на операционных усилителях, но очень высокого качества. Балансный и небалансный выходы на наушники выполнены на отдельных усилителях. Прецизионные кварцевые генераторы тактовой частоты с низким уровнем джиттера. Раздельные источники питания для левого и правого каналов. Аналоговая, цифровая и силовая части устройства выполнены на отдельных печатных платах. Ноль постоянного напряжения на выходе поддерживается специальной серво цепью.

Для обработки сигнала используется высокопроизводительный специализированный процессор C-Media 6632A. Собственно цифро-аналоговое преобразование осуществляется двумя чипами Analog Devices AD1955  в дифференциальном включении. ЦАП поддерживает PCM форматы вплоть до 24/192 и DSD 64/128.

2. ASUS Essence III как цифро-аналоговый преобразователь

На первом этапе звучание Essence III оценивалось по методике AudioDoctor FSQ 2006. ЦАП подключался к компьютеру напрямую (по интерфейсу USB с использованием проприетарного ASIO драйвера) и через конвертер M2Tech HiFace Evo (по интерфейсам AES/EBU и SPDIF).  Звук воспроизводился компьютером посредством программного плеера Korg Audiogate 3.02, с соответствующего CD. Использовались треки №№ 15 (установка уровня громкости 86 дБA в точке прослушивания), 9 (оценка ширины формируемой стереобазы), 10 (оценка глубины сцены и точности передачи микродинамики), 11 (оценка атаки, фокусировки и локализации), 12 (оценка тонального баланса и передачи пространства сцены), 13 (оценка звучания на малых уровнях, макро и микродинамики).

В целом Essence III оставил очень приятное впечатление. Звук изделия прозрачен, тонально сбалансирован и предельно точен. Субъективно воспринимаемый бас глубок и весьма детален. Стереобаза непрерывна, и, на тестовых записях заметно выходит за пределы базы громкоговорителей. Сцена глубокая,  разрешение по глубине отличное, барабан воспринимается существенно ближе контрабаса. Пространство и воздух сцены передаются очень хорошо. Микро и макродинамика -отлично. Атака - отлично. Фокусировка и локализация в горизонтальной плоскости -  как минимум очень хорошо. В вертикальной плоскости - хорошо. Высота расположения инструментов соответствует натуральной. Звуковые образы никак не ассоциируются с АС. Звучание на малых уровнях очень хорошее, тембры инструментов достоверны.

Наилучшее впечатление оставило подключение ASUS Essence III через USB.  Подключение ЦАП через конвертер M2Tech HiFace Evo по интерфейсу AES/EBU оказалось очень близким по звучанию, но нескольку уступило по воспроизведению баса. Меньше всего понравилось подключение через конвертер M2Tech HiFace Evo по интерфейсу SPDIF. Различия между подключениями были отчетливо заметны в части глубины/детальности баса, передачи пространства/воздуха сцены и фокусировки/локализации источников звука.

Ввиду большей универсальности, в ходе дальнейшего прослушивания Essence III подключался непосредственно к компьютеру через порт USB.

Для тестирования использовались ставшие уже традиционными диски:

- "Glenn Gould, Beethoven: Symphony No. 5 in C Minor" - Sony/BMG 88697148062, 2007.

- "Леонид Ройзман, Иоганн Себастьян Бах: Произведения для органа" - Мелодия, MEL CD 10 01 1230, 2013.

- "Katie Melua Collection" - Dramatico DRAMCD0046, 2008

- "John Fogerty, He Wrote A Song For Everyone" - Sony Music  88765487152, 2013.

ЦАП весьма музыкален и жанрово универсален. Шум, характерный для старых записей (диски 1 и 2), абсолютно не мешает музыке. Современные записи (диски 3 и 4) звучат по-хорошему детально и ярко. И, при этом, никакой резкости. Отчетливо различимы специфика жанров и особенности исполнения. Ясно ощущаются замысел автора и трактовка исполнителей. Изобильно присутствующие в звуке детали/подробности никак не мешают восприятию смысла, а, напротив, способствуют погружению в атмосферу живого музыкального события. Предельно достоверно передаются пространство и атмосфера записи. По характеру звучание очень напоминает аналоговый студийный магнитофон на скорости 38 см/сек.

Для оценки потенциала изделия при воспроизведении форматов высокого разрешения были использованы DSD и HiRes ремастеринги хорошо известных дисков:

- "Santana, Abraxas" - Sony Music, 1970. 2013 remastered;

- "Dave Brubeck, Time Out" - Columbia, 1959. 2010 remastered;

- "Queen, A Night At The Opera" - Parlophone Records, 1975. 2010 remastered;

- "Glenn Gould, J.S. Bach: Goldberg Variations, BWV 988" - Sony Classical, 1982. 1999 rematered, SS 37779;

- "Budapest Festival Orchestra under Ivan Fisher, Rachmaninov: Symphony no.2 in E minor, Op.27; Vocalise no.14, Op.34" - Channel Classics, CCS SA 21604. Recorded 2004;

- " Cuarteto Casals, Joseph Haydn: Die sieben letzten Worte unseres Erlösers am Kreuze" - harmonia mundi, HMC 902162. Recorded 2014.

Воспроизведение файлов высокого разрешения (DSD и РСМ), как обычно, продемонстрировало явное преимущество этих форматов перед CD в части натуральности тембров, подробностей звукоизвлечения, макро и микродинамики, передачи пространства и воздуха сцены.  Парадоксальным образом, звучание стало заметно точнее, но в нем стало еще больше "аналога". Наверное так звучит будущее. Вместе с тем, возможностей формата 16/44 в исполнении Essence III вполне хватает для того чтобы слушать музыку забыв про источник. Несомненно, форматы высокого разрешения звучат лучше, но бывает, что музыка доступна только на CD. Или мастеринг CD выглядит более предпочтительным/аутентичным. В любом случае, вам не будет стыдно за старые диски из своей коллекции.

3. Essence III как предварительный усилитель.

В качестве источника сигнала в данном тесте использовались фиксированные по уровню небалансные выходы ЦАП Fostex HP-A8C. Компьютер при этом подключался к ЦАП Fostex по USB. Воспроизводились тестовый диск AudioDoctor FSQ 2006 (те же дорожки, что и в п.1.), а также вышеупомянутые музыкальные CD и DSD/HiRes HiRes файлы. Уровень громкости в точке прослушивания выставлялся для каждого из тестовых режимов как 86 дБА по треку 15 диска AudioDoctor.

Звучание сохранило все характерные особенности ЦАП Fostex HP-A8C, с минимальным, едва заметным на слух, ухудшением прозрачности и пространственных характеристик звучания по сравнению с регулируемыми выходами Fostex HP-A8C. Здесь следует учесть изначально высокое разрешение референсной системы. Благодаря которому любое дополнительное устройство в тракте выявляется незамедлительно и однозначно. Сам же по себе ASUS Essence III в качестве предусилителя заслуживает самой высокой оценки.

4. Essence III как усилитель для наушников.

Встроенный в изделие усилитель для наушников отличается высокой выходной мощностью и уверенно контролировал все наушники, участвовавшие в тестировании. В ходе тестов использовались перечисленные выше записи (кроме, естественно диска AudioDoctor FSQ) а также бинауральная HiRes (24/192) запись CC Coletti, Bring It On Home; Chesky Records JD357, Recorded 2012. Essence III при этом подключался напрямую к компьютеру по USB.

На всех предложенных ему записях усилитель  Essence III продемонстрировал почти абсолютную нейтральность. И выявить присущий ему звуковой почерк мы так и не смогли. Несмотря на все различия, обусловленные конструкцией и ценовой категорией, референсные наушники звучали, как минимум, очень хорошо, хотя и по-своему. Закрытые (Audio-Technica и Fostex) демонстрировали точность и детальность, открытые (Philips и Sennheiser) - воздух и сцену.

Воспроизведение бинауральной записи привычно поразило эффектом присутствия. С первых же тактов музыки, наушники исчезали, а певица и аккомпанирующие ей музыканты располагались в пространстве записи прямо перед слушателем. Иллюзию погружения в действие была практически полной, даже в наушниках закрытого типа.

Балансное подключение наушников (Sennheiser) дало существенное улучшение качества звучания по всем параметрам, связанным с восприятием пространства записи и особенностей звукоизвлечения. Настойчиво рекомендуем.

5. Вердикт.

ASUS Essence III безусловно заслуживает уважения. А значит прослушивания. Может быть он и не безупречен с точки зрения эргономики. Может быть ему немного не хватает функционала. Но все, что Essence III делает, он делает исключительно хорошо. Без скидок на компьютерное происхождение. А может быть и благодаря ему.