RoundAudio | Astell&Kern AK500N


banner 3




обзоры





Главная » Обзоры и статьи » Astell&Kern AK500N

Astell&Kern AK500N

Тестируемый аппарат: сетевой проигрыватель/CD-экстрактор/музыкальная библиотека/ЦАП Astell&Kern AK500N

Референсная система: компьютер Toshiba Qosmio G50-12L (8 GB RAM/2x1 TB HDD), сетевой накопитель Round Audio (4 TB), конвертер M2Tech HiFace Evo; ЦАП/SACD-проигрыватель Teac CD-2000/дискретный усилитель для головных телефонов /стерео предусилитель ASUS Xonar Essence III; пассивный балансный регулятор уровня SM Pro Audio M-Patch V2; УМ - моноблоки Round Audio на основе модулей IcePower 125ASX2 в балансном включении; акустические системы Round Audio FR12 Mk. III; USB, межблочные и акустические кабели Tchernov Audio серии Ultimate; головные телефоны Philips SBC HP1000, Sennheiser HD 800, Audio-Technica ATH-ES10Т, Fostex TH-900.

1. Внешний вид, особенности конструкции и возможности подключения

 Внешность тестируемого аппарата сразу вызывает уважение. Форм-фактор крайне необычен для современного аудио. Но необычен и сам аппарат, прежде всего уникальным сочетанием функций источника, ЦАПа, предварительного усилителя, сетевого проигрывателя и музыкальной библиотеки.  Все это изобилие возможностей заключено в кубик черного матового алюминия со стороной чуть больше 200 мм. Лицевая сторона - граненая, со слегка скругленными ребрами: в верхней части - слот привода CD, в правом нижнем углу - индикатор включения питания. Сверху - поворотный 7' тачскрин (1280х800). Из органов управления только кнопка включения питания и ручка регулировки уровня на правой стороне корпуса (подсвечиваемая при работе аппарата). Регулировка уровня прецизионная дискретная. Усилия на ручке откровенно не хватает. Угол поворота слишком велик в сравнении с  субъективными ощущениями изменения уровня. В дальнем нижнем углу правой стороны - слот для карты MicroSD, гнезда для подключения наушников (2.5 мм балансное; 3.5, 6.3 мм небалансные) и разъем USB A.

На задней стенке изделия полный комплект цифровых входов (USB B, AES/EBU/SPDIF: Coaxial RCA, Coaxial BNC, Toslink) и выходов (AES/EBU/SPDIF: Coaxial RCA, Coaxial BNC, Toslink), а также порт Ethernet (10/100/1000), гнездо для подключения антенны WiFi (802.11b/g/n,2.4GHz) и еще один разъем USB A. Есть два комплекта аналоговых выходов: фиксированного и регулируемого уровня. И те, и другие, в балансном (XLR), и небалансном  (RCA) вариантах. Все сигнальные разъемы - очевидно высокого качества.

В нижнем правом углу задней стенки - разъем подключения питания, в нижнем левом - разъем для светодиодной подсветки (опция будет доступна позже). Разъем питания также высокого качества - с резьбой под накидную гайку. Малошумящий SMPS внешний блок питания (10.4 V/5 A, остаточный шум при полной нагрузке <50 mV peak-to-peak)  небольшой, но тяжелый; в процессе работы - чуть теплый. Сетевой шнур  - проприетарный.

В устройство устанавливаются до 4-х SSD MLC дисков, которые можно организовать в RAID массив уровня от 0 (максимальные скорость и емкость) до 5 (оптимальное сочетание скорости, доступного объема и сохранности данных). Общая емкость внутренних накопителей составляет от 1 (тестировавшийсяэкземпляр) до 4 ТБ. Производитель настаивает на использовании именно SSD MLC дисков, по причине их скорости и бесшумности/отсутствия вибраций.

Акустическое демпфирование определенно имеет место. На постукивание костяшками пальцев корпус отзывается глухо. Солидный вес изделия и мягкие подушечки на ножках надежно фиксируют его на любой поверхности.

Полнофункциональное дистанционное управление осуществляется через iOS (Sitecom Media Controller, Network Audio Remote) или Android (BubbleUPnP) приложения, доступные для скачивания в интернете. К устройству также можно подключить специализированные Bluetooth контроллеры дистанционного управления.

Встроенный привод CD используется только для считывания контента. Прямое воспроизведение CD не предусмотрено. Процедура считывания включает сложные алгоритмы коррекции джиттера и ошибок чтения. Сохранение возможно как в виде WAV, так и в виде FLAC файла 16/44,1. По завершении считывания AK500N использует сетевой сервис GraceNote для импорта информации о CD и соответствующей графики.

Цифро-аналоговое преобразование в AK500N осуществляется двумя чипами Cirrus Logic CS4398. Поддерживаемые аудиоформаты: WAV, FLAC, WMA, MP3, OGG, APE, AAC, ALAC, AIFF, DFF, DSF. Параметры дискретизации: 8kHz ~ 384kHz; 8/16/24/32 bits per sample. DSD Native : DSD64(1bit/2.8MHz) / DSD128(1bit/5.6MHz). Вход USB В поддерживает PCM только до 24/192.

Цифровая обработка сигнала в AK500N включает эквалайзер с заводским пресетом/возможностью сохранения пресета пользователя и регулировку баланса каналов. Возможно также преобразование PCM (только для файлов DXD в форматах WAV и FLAC) - DSD64, как с конвертированием исходного файла в новый, так и в реальном времени. К сожалению, по требованиям формата, воспроизведение Native DSD через цифровые выходы не поддерживается, и соответствующий сигнал конвертируется в РСМ. Устройством также не поддерживается воспроизведение через цифровые выходы сигналов поступающих на цифровые входы.

Уникальная пока особенность AK500N -наличие встроенной 10,400 mAh/7.4 V литий-ионной батареи, которой хватает почти на 7 часов автономной работы. Полное отключение устройства (доступное как физически, так и через меню) от внешнего электропитания минимизирует помехи, проникающие через электросеть. Батарея автоматически начинает заряжаться при уменьшении уровня заряда ниже 4%, или в случае неиспользования устройства для воспроизведения музыки.

2. AK500N как цифро-аналоговый преобразователь

На первом этапе звучание устройства оценивалось по методике AudioDoctor FSQ 2006. AK500N подключался к компьютеру напрямую, по интерфейсу USB с использованием штатных драйверов Windows (драйвер ASIO производителем не предусмотрен) и через конвертер M2Tech HiFace Evo (по интерфейсам AES/EBU и SPDIF).  Звук воспроизводился посредством программного плеера Korg Audiogate 3.02, с соответствующего CD. Усилители мощности подключались к регулируемому  балансному выходу устройства. Использовались треки №№ 15 (установка уровня громкости 86 дБA в точке прослушивания), 9 (оценка ширины формируемой стереобазы), 10 (оценка глубины сцены и точности передачи микродинамики), 11 (оценка атаки, фокусировки и локализации), 12 (оценка тонального баланса и передачи пространства сцены), 13 (оценка звучания на малых уровнях, макро и микродинамики).

AK500N при подключении по USB оставил приятное впечатление. Звук устройства в целом прозрачен, тонально сбалансирован и достаточно точен. Субъективно воспринимаемый бас глубок и детален. Стереобаза непрерывна, и, на тестовых записях заметно выходит за пределы базы громкоговорителей. Сцена глубокая,  разрешение по глубине хорошее, барабан воспринимается существенно ближе контрабаса. Пространство и воздух сцены передаются очень хорошо. Микро и макродинамика -хорошо. Атака - очень хорошо. Фокусировка и локализация в горизонтальной плоскости -  как минимум хорошо. В вертикальной плоскости - хорошо. Высота расположения инструментов соответствует натуральной. Звуковые образы никак не ассоциируются с АС. Звучание на малых уровнях очень хорошее, тембры инструментов достоверны.

Подключение AK500N через конвертер M2Tech HiFace Evo по интерфейсу AES/EBU оказалось очень близким по звучанию, но нескольку уступило по воспроизведению баса. Меньше всего понравилось подключение через конвертер M2Tech HiFace Evo по интерфейсу SPDIF. Различия между подключениями были отчетливо заметны в части глубины/детальности баса, передачи пространства/воздуха сцены и фокусировки/локализации источников звука.

Ввиду большей универсальности, в ходе дальнейшего прослушивания AK500N подключался непосредственно к компьютеру через порт USB.

Для тестирования использовались ставшие уже традиционными диски:

- "Glenn Gould, Beethoven: Symphony No. 5 in C Minor" - Sony/BMG 88697148062, 2007.

- "Леонид Ройзман, Иоганн Себастьян Бах: Произведения для органа" - Мелодия, MEL CD 10 01 1230, 2013.

- "Katie Melua Collection" - Dramatico DRAMCD0046, 2008

- "John Fogerty, He Wrote A Song For Everyone" - Sony Music  88765487152, 2013.

Устройство весьма музыкально и жанрово универсально. Шум, характерный для старых записей (диски 1 и 2), абсолютно не мешает музыке и перестает восприниматься буквально с первых тактов. Современные записи (диски 3 и 4) звучат детально и ярко, но без какой бы то ни было резкости. Специфика жанров и особенности исполнения различимы во всей полноте. Ясно ощущаются замысел автора и трактовка исполнителей. Обильно присутствующие в звуке детали/подробности никак не мешают восприятию смысла, а, напротив, способствуют погружению в атмосферу живого музыкального события. Очень достоверно передаются пространство и атмосфера записи.

Для оценки потенциала изделия при воспроизведении форматов высокого разрешения были использованы DSD и HiRes ремастеринги хорошо известных дисков:

- "Santana, Abraxas" - Sony Music, 1970. 2013 remastered;

- "Dave Brubeck, Time Out" - Columbia, 1959. 2010 remastered;

- "Queen, A Night At The Opera" - Parlophone Records, 1975. 2010 remastered;

- "Glenn Gould, J.S. Bach: Goldberg Variations, BWV 988" - Sony Classical, 1982. 1999 rematered, SS 37779;

- "Budapest Festival Orchestra under Ivan Fisher,Rachmaninov: Symphony no.2 in E minor, Op.27; Vocalise no.14, Op.34" - Channel Classics, CCS SA 21604. Recorded 2004;

- " Cuarteto Casals, Joseph Haydn: Die sieben letzten Worte unseres Erlösers am Kreuze" - harmonia mundi, HMC 902162. Recorded 2014.

Воспроизведение файлов высокого разрешения (DSD и РСМ) в очередной раз продемонстрировало явное преимущество новых форматов перед CD в части натуральности тембров, подробностей звукоизвлечения, макро и микродинамики, передачи пространства и воздуха сцены.  Привычным уже образом, звучание стало заметно точнее и в нем стало еще больше "аналога". Будущее незаметно перешло в настоящее. Но, опять-таки, возможностей формата 16/44 в исполнении AK500N вполне хватает для того чтобы слушать музыку забыв про носитель. Очевидно, форматы высокого разрешения звучат лучше, но бывает, что музыка доступна только на CD.

3. Считывание компакт-дисков

Как минимум, AK500N делает прослушивание CD намного комфортнее. Считывание компакт-диска с охранением его в формате WAV 16/44.1 занимает в среднем 20-25 минут, в формате FLAC 16/44.1 - несколько больше. Внимание неудобство: пока устройство считывает CD вы практически ничего не можете изменить в его состоянии, поскольку тачскрин занят. Но, как выяснилось позже, вся полнота управления доступна и в этом случае - через внешнее устройство (планшет/смартфон).

Качество звучания? Применяемые Astell & Kern алгоритмы коррекции джиттера и ошибок считывания убедительно показали свою  эффективность. Воспроизведение тестовых CD, считанных предварительно на встроенный диск AK500N в формате WAV, было признано заметно более предпочтительным по сравнению с воспроизведением этих же дисков с компьютера по интерфейсу USB и с SACD-проигрывателя Teac CD-2000 через цифровой выход SPDIF Coaxial, подключенный к соответствующему входу AK500N кабелем Tchernov Cable Ultimate. AK500N показал себя в этом сравнении как плеер значительно более высокого класса, с большей музыкальностью и лучшими пространственными характеристиками звучания. Сохранение CD в формате FLAC не выявило преимуществ предварительного считывания CD по сравнению с задействованием внешнего источника. Считывание видавшего виды CD "Musique" производства Triangle Electroacoustique (2002 год), который периодически сбоил на Teac CD-2000, оказалось успешным, хотя и потребовало времени вдвое больше обычного.

4. AK500N как источник/сетевой плеер

Звучание устройства в качестве источника также оценивалось по методике AudioDoctor FSQ 2006. Но, в этот раз тестовый диск был предварительно считан на внутренний диск  AK500N. Использовались те же треки №№ 15 (установка уровня громкости 86 дБA в точке прослушивания), 9 (оценка ширины формируемой стереобазы), 10 (оценка глубины сцены и точности передачи микродинамики), 11 (оценка атаки, фокусировки и локализации), 12 (оценка тонального баланса и передачи пространства сцены), 13 (оценка звучания на малых уровнях, макро и микродинамики).

В таком режиме AK500N понравился нам еще больше. Существенно улучшились точность, прозрачность и тональный баланс звучания. Бас стал глубже и задышал жизнью. Стереобаза почти не изменилась, но стала более естественной. Сцена увеличилась в глубину,  разрешение по глубине очень хорошее. Барабан и контрабас,  сохранив пространственное расположение, прибавили  "мяса". Пространство и воздух сцены в целом передаются отлично. Микро и макродинамика - оченьхорошо. Атака - отлично. Фокусировка и локализация в горизонтальной плоскости -  как минимум очень хорошо. В вертикальной плоскости -отлично. Высота расположения инструментов соответствует натуральной. Звуковые образы никак не ассоциируются с АС. Звучание на малых уровнях как минимум очень хорошее, тембры инструментов достоверны.

Для дальнейшего тестирования использовались те же диски и файлы высокого разрешения. Чуда, конечно,не произошло. Но, по сравнению с использованием внешнего источника, все стало существенно лучше: мощнее и чище, прозрачнее и точнее. Усилился эффект присутствия. Конечно, файлы высокого разрешения (DSD и РСМ) и в этот раз оказались предпочтительнее в части натуральности тембров, подробностей звукоизвлечения, макро и микродинамики, передачи пространства и воздуха сцены.  Но, странное дело, чем точнее тракт тем меньше хочется вслушиваться в различия между форматами. Потому что на первый план выходит собственно музыка.

Подключение AK500N к локальной сети проблем не вызвало. На всех сетевых устройствах мы использовали фирменный MQS сервер Astell & Kern. После чего увидели все файлы на этих устройствах, доступные для воспроизведения. При этом, само воспроизведение файлов, вплоть до самого высокого разрешения, было непрерывным. Различий в качестве воспроизведения по сравнению с использованием встроенного диска устройства обнаружить не удалось. Может быть, потому, что в нашей  локальной сети используется достаточно мощный рутер. Не разочарует вас и подключение внешних USB накопителей. Дайте только AK500N проиндексировать их содержимое.

Программы дистанционного управления AK500N под Android и iOS также не принесли сюрпризов. Все оказалось просто, понятно и очень удобно.

В виде приятного бонуса, устройство обеспечивает доступ в интернет-магазин музыки Groovers.

5. Влияние внешнего электропитания

Движимые любопытством мы полностью разрядили батарею тестового экземпляра AK500N, отключив его от сети. После чего задействовали внешний блок питания и подождали 30 минут. Включили устройство и выборочно прослушали тот же материал.  Разница если и была, то на уровне самовнушения. Что косвенно говорит о высоком качестве электропитания AK500N. С другой стороны, линия электропитания в шоу-рум Round Audio весьма хороша. В других условиях результат мог бы оказаться иным.

Отключение зарядки также возможно через соответствующий раздел меню. Мы попробовали и так. С тем же результатом.

6. Пересчет в DSD

Возможен как в режиме реального времени, так и с сохранением конвертированного файла на внутреннем диске AK500N. К сожалению, имевшиеся у нас файлы DXD, качеством звучания не отличались. И мы не стали искушать судьбу. Но по информации, предоставленной производителем, указанный пересчет существенно уменьшает уровень цифровых шумов в надтональной области. Что просто не может не сказаться на общем уровне качества звучания AK500N.

7. Оценка качества регулировки уровня в AK500N

В этом тесте мы использовали фиксированные выходы устройства, подключив их в балансном режиме к пассивному балансному регулятору уровня. Будем кратки, регулируемый балансный выход AK500N лучше. При использовании пассивного регулятора звук стал мутнее и проще.

8. AK500N как усилитель для наушников

Встроенный в изделие усилитель для наушников отличается достаточно высокой выходной мощностью и вполне уверенно контролировал все наушники, участвовавшие в тестировании. В ходе тестов использовались сохраненные на встроенном диске в формате WAV перечисленные выше записи (кроме диска AudioDoctor FSQ), а также бинауральная HiRes (24/192) запись CC Coletti, Bring It On Home; Chesky Records JD357, Recorded 2012. На всех записях встроенный усилитель AK500N продемонстрировал высокий уровень нейтральности. Референсные наушники звучали, как минимум, очень хорошо, с сохранением индивидуальных особенностей. Закрытые (Audio-Technica и Fostex) демонстрировали точность и детальность, открытые (Philips и Sennheiser) - воздух и сцену.

Воспроизведение бинауральной записи также оказалось отличным. Иллюзия присутствия при живом исполнении была практически полной, даже в наушниках закрытого типа.

Балансное подключение наушников (Sennheiser) дало существенное улучшение качества звучания по всем параметрам, связанным с восприятием пространства записи и особенностей звукоизвлечения. Рекомендуем.

9. Вердикт.

Да, AK500N совсем не дешев. Даже если вы можете это себе позволить. Но безупречный звук, обилие функций, футуристический дизайн и качество исполнения вполне оправдывают запрашиваемую за него цену. Имея все возможности для интеграции в существующую систему, этот магический кубик в связке с усилителями мощности и АС соответствующего уровня AK500N сам станет центром бескомпромиссной системы. Которая надолго сохранит актуальность благодаря предусмотренной производителем возможности программно/аппаратного апгрейда. Но мы уверены, вам будет не до апгрейда. Вы просто будете слушать музыку.