RoundAudio | Fostex HP-A8C, референсные головные телефоны Fostex TH-900


banner 3




обзоры





Главная » Обзоры и статьи » Fostex HP-A8C, референсные головные телефоны Fostex TH-900

Референсная система: компьютер Toshiba Qosmio G50-12L (8 GB RAM/2x1 GB HDD), сетевой накопитель Round Audio (4 TB), конвертер M2Tech HiFace Evo; ЦАП ASUS Xonar Essence III;  УМ - моноблоки Round Audio на основе модулей IcePower 125ASX2 в балансном включении; акустические системы Round Audio FR12; межблочные и акустические кабели Round Audio; головные телефоны Sennheiser HD 800; портативный плеер AK 240.

1. Внешний вид, ощущения, технологии.

Fostex HP-A8C:

Массивный алюминиевый корпус половинной ширины.  Стеклянная передняя панель. Верхняя крышка - жесткая. На постукивание костяшками пальцев отзывается глухо. Вес  не по размерам солидный. Мягкие подушечки на ножках надежно фиксируют корпус. Яркий и контрастный матричный дисплей бледно-голубого цвета. На передней стенке два выходных разъема 6.3 мм под головные телефоны. Селекторы выходов/входов расположены весьма логично, слева и справа от этих выходов соответственно, но несколько мелковаты. Ручка регулировки уровня заметно больше в диаметре и очень удобна. Усилия на всех ручках хорошо дозированы. Углы поворота соответствуют ожидаемым изменениям параметров. Регулировка уровня - электронная дискретная, на резисторной матрице. Шаг - 0.5 дБ.  Производитель предусмотрел в меню возможность байпаса.

На задней панели - 5 цифровых входов (2 TosLink, SPDIF, AES/EBU, USB) и два выхода (TosLink и SPDIF), а также аналоговые небалансные (RCA) входы/выходы и слот SD для карты памяти. Все разъемы качественные. Сетевой шнур NoName, но сравнительно большого сечения: 3х1 мм.кв.

HP-A8C построен на преобразователе АК 4399 с использованием компонентов аудиофильского качества. Производитель утверждает что вся схемотехника устройства, за исключением собственно микросхемы ЦАП и электронного регулятора уровня  выполнена на дискретных элементах. В блоке питания применен тороидальный трансформатор с большим запасом мощности.

Цифровые входы могут задействоваться в асинхронном режиме. Стабилизация частоты при этом осуществляется от высокоточного встроенного термостабилизированного тактового генератора. Входы/выходы Coaxial  SPDIF могут тактироваться от генератора сопряженного устройства. Предусмотрена отключаемая 2х и 4х кратная передискретизация входного цифрового сигнала.

Встроенный усилитель для головных телефонов отличается низкими искажениями и высокой выходной мощностью. Допустимый диапазон изменения импеданса нагрузки 16 - 600 Ом. Для удобства использования с разными моделями головных телефонов, усилитель  имеет 24 пресета коэффициента усиления.

Практически полнофункциональный пульт дистанционного управления (нет только возможности переключения выходов) в удобном несмотря на малые размеры алюминиевом корпусе. Перемещение курсора в меню осуществляется клавишами-стрелками.

Fostex TH-900:

Металлическое, обшитое кожей, оголовье. Деревянные чашки в матовом лаке. Мягкие кожаные амбушюры.  Натуральные материалы высокого качества. Выглядит все строго и дорого. На ощупь очень приятно. Вес не так чтоб маленький, но на голове практически не ощущается. Подгонка идеальная. Телефоны сидят удобно. Ничего не жмет/не трет/не давит.

Шумоизоляция определенно есть, но использовать Fostex TH-900  в метро стоит. Громкий оклик, слышен через музыку, играющую на громкости ниже среднего. На средней  и выше слышен звонок мобильного телефона.

Мягкий толстый соединительный кабель в тканевой оплетке. Качественный штеккер 6.3 мм. Контактные поверхности покрыты металлом желтого цвета. Корпус самого штеккера на ощупь металлический.
В комплекте с телефонами поставляются мягкий чехол для переноски и подставка для хранения в стационарных условиях.

Производитель утверждает, что для расширения динамического диапазона преобразования в конструкции TH-900 используются неодимовые магниты (индукция в зазоре магнитной системы - 1.5 Тесла). 50 мм диафрагмы преобразователей выполнены из фирменного материала Biodyna. Чашки телефонов изготовлены из специфичной для Японии вишневой березы и покрыты традиционным лаком Urushi. Соединительный кабель и внутренняя разводка - на основе проводников из обескислороженной меди очистки 7N.

2. Fostex HP-A8C как цифро-аналоговый преобразователь

На первом этапе звучание HP-A8C сравнивалось со звучанием ЦАП референсной системы и оценивалось по методике AudioDoctor FSQ 2006. HP-A8C подключался к компьютеру напрямую (по интерфейсу USB) и через конвертер M2Tech HiFace Evo (по интерфейсам AES/EBU и SPDIF).  Звук воспроизводился компьютером посредством программного плеера Korg Audiogate 3.02, с соответствующего CD. Использовались треки №№ 15 (установка уровня громкости 86 дБA в точке прослушивания), 9 (оценка ширины формируемой стереобазы), 10 (оценка глубины сцены и точности передачи микродинамики), 11 (оценка атаки, фокусировки и локализации), 12 (оценка тонального баланса и передачи пространства сцены), 13 (оценка звучания на малых уровнях, макро и микродинамики).

На фоне референсной системы HP-A8C оставил исключительно приятное впечатление, хотя и уступил ей немного в прозрачности, макро и микродинамике, передаче пространственных характеристик звучания. Звук изделия весьма точен и тонально сбалансирован, субъективно воспринимаемый бас глубок и очень детален. Стереобаза непрерывна, и, по субъективному впечатлению, на тестовых записях слегка выходит за пределы базы громкоговорителей. Сцена достаточно глубокая, но разрешения по глубине немного не хватает, барабан и контрабас часто играют практически с одной линии. Пространство сцены в целом передается удовлетворительно. Микродинамика чуть затушевана. Атака передается отлично. Фокусировка и локализация в горизонтальной плоскости -  как минимум очень хорошо. В вертикальной плоскости - удовлетворительно. Инструменты расположены почти на одном уровне. Звучание на малых уровнях хорошее, тембры инструментов достоверны. Макродинамика несколько сглажена.

Наилучшее впечатление оставило непосредственное подключение HP-A8C  к компьютеру через порт USB. Подключение через конвертер M2Tech HiFace Evo по интерфейсу AES/EBU слышимых преимуществ не дало. Очень близким по звучанию оказались подключения через конвертер M2Tech HiFace Evo по интерфейсам SPDIF и TosLink. Однако, по нашему мнению, первые два варианта все же более предпочтительны. Различия между подключениями были отчетливо заметны в части глубины/детальности баса, передачи пространства/воздуха сцены и фокусировки/локализации источников звука.

В дальнейшем тестировании использовались ставшие уже традиционными диски:

- "Glenn Gould, Beethoven: Symphony No. 5 in C Minor" - Sony/BMG 88697148062, 2007.

- "Леонид Ройзман, Иоганн Себастьян Бах: Произведения для органа" - Мелодия, MEL CD 10 01 1230, 2013.

- "Katie Melua Collection" - Dramatico DRAMCD0046, 2008

- "John Fogerty, He Wrote A Song For Everyone" - Sony Music  88765487152, 2013.

Ввиду большей универсальности, в ходе дальнейшего прослушивания HP-A8C подключался непосредственно к компьютеру через порт USB. HP-A8C очень музыкален и достаточно универсален жанрово. Шумы и помехи старых записей (диски 1 и 2) абсолютно не мешают музыке. Современные записи (диски 3 и 4) звучат подробно и ярко. Специфика жанров и особенности исполнения различимы более чем отчетливо. Изобилие деталей/подробностей не отвлекает от смысла, а, напротив, способствует пониманию замысла автора и трактовки исполнителей.

Для оценки возможностей изделия при воспроизведении форматов высокого разрешения были использованы DSD и HiRes ремастеринги хорошо известных дисков:

- "Santana, Abraxas" - Sony Music, 1970. 2013 remastered;

- "Dave Brubeck, Time Out" - Columbia, 1959. 2010 remastered;

- "Queen, A Night At The Opera" - Parlophone Records, 1975. 2010 remastered;

- "Glenn Gould, J.S. Bach: Goldberg Variations, BWV 988" - Sony Classical, 1982. 1999 rematered, SS 37779;

- "Budapest Festival Orchestra under Ivan Fisher,Rachmaninov: Symphony no.2 in E minor, Op.27; Vocalise no.14, Op.34" - Channel Classics, CCS SA 21604. Recorded 2004;

- " Cuarteto Casals, Joseph Haydn: Die sieben letzten Worte unseres Erlösers am Kreuze" - harmonia mundi, HMC 902162. Recorded 2014.

При воспроизведении файлов высокого разрешения (DSDи РСМ) HP-A8C продемонстрировал явное преимущество этих форматов перед CD во всем, что касается натуральности тембров, подробностей звукоизвлечения, макро и микродинамики, передачи пространства и воздуха сцены. Файлы DSD при этом HP-A8C воспроизводит по протоколу DoP v1.1 (DSD over PCM).

Сказанное здесь не стоит понимать как признание ущербности формата CD. Возможностей данного формата в исполнении HP-A8C вполне хватает для того чтобы слушать музыку забыв про источник. Просто форматы высокого разрешения звучат лучше.

3. Fostex HP-A8C как предварительный усилитель.

В качестве источника сигнала в данном тесте использовались фиксированные по уровню небалансные выходы ЦАП ASUS Xonar Essence III. Компьютер при этом подключался к ЦАП ASUS по USB. Воспроизводились тестовый диск AudioDoctor FSQ 2006 (те же дорожки, что и в п.1.), а также вышеупомянутые музыкальные CD и DSD/HiRes HiRes файлы. Уровень громкости в точке прослушивания выставлялся для каждого из тестовых режимов как 86 дБА по треку 15 диска AudioDoctor.

Звучание сохранило все характерные особенности ЦАП ASUS Xonar Essence III, с некоторым практически незаметным, ухудшением прозрачности и пространственных характеристик звучания по сравнению с регулируемыми выходами Essence III.

При оценке результатов этого теста следует учесть изначально высокое разрешение референсной системы. Благодаря которому любое дополнительное устройство в тракте выявляется незамедлительно и однозначно. Сам же по себе Fostex HP-A8C звучит более чем достойно и не станет слабым звеном в составе системы даже очень высокого уровня.

4. Fostex HP-A8C как усилитель для головных телефонов.

Встроенный в изделие усилитель для головных телефонов выполнен на дискретных элементах, отличается высокой выходной мощностью и уверенно контролировал все наушники, участвовавшие в тестировании. В ходе тестов использовались перечисленные выше записи (кроме, естественно диска AudioDoctor FSQ) а также бинауральная HiRes (24/192) запись CC Coletti, Bring It On Home; Chesky Records JD357, Recorded 2012. HP-A8C при этом подключался напрямую к компьютеру по USB.

По итогам тестирования, усилитель HP-A8C не показал заметного превосходство на усилителем для наушников референсного ЦАП ASUS Xonar Essence III превзойдя его  в части макродинамики звучания и глубине субъективно воспринимаемого баса и, одновременно, несколько уступив в прозрачности.

На всех предложенных ему записях усилитель HP-A8C продемонстрировал практически полную нейтральность. И выявить присущий ему звуковой почерк нам так и не удалось. При всех различиях в конструкции, и тестируемые, и референсные наушники звучали более чем хорошо, хотя и по-своему. Тестируемые Fostex TH-900 демонстрировали точность и детальность, открытые Sennheiser HD 800 - воздух и сцену.

Воспроизведение бинауральных записей в очередной раз поразило эффектом присутствия. Наушники исчезали, а исполнители располагались прямо перед слушателем. Иллюзию полного погружения в действие удавалось победить только резким поворотом головы. Причем  тестируемые Fostex TH-900 нисколько не уступили Sennheiser HD 800 в передаче пространственных характеристик звучания, заметно превзойдя последние в передаче мелких деталей и тонкостей звукоизвлечения.

5. Головные телефоны Fostex TH-900.

В ходе тестирования Fostex TH-900 подключались к усилителю Fostex HP-A8C комплектным кабелем. Fostex HP-A8C, в свою очередь, подключался к компьютеру по USB.  Звук, как и ранее, воспроизводился компьютером посредством программного плеера Korg Audiogate 3.02. Для тестирования дополнительно использовались компакт-диски:

1. Dieterich Buxtehude - Organ Works BuxWV 137, 139-142, 145-146, 149,159-160, Passacaglia BuxWV 161. DG Archiv 4777210;

2. Richard Wagner - Die Walküre (Martha Mödl, Leonie Rysanek, Ferdinand Frantz, Ludwig Suthaus, Margarete Klose, Gottlob Frick; VPO & Wilhelm Furtwängler) - 1954/2006. Naxos 8.111056-58;

3. Bee Gees - One Night Only - 1998/2006, Reprise 8122-77605-2;

4. Johannes Brahms - "Hungarian Dance" - Orchestrated by Albert Parlow, Andreas Hallen, Antonin Dvorak - Claudio Abbado & WPO, 1982/1984. Deutsche Grammophon 410 615-2 GH;

5. Tan Dun ‎– The Banquet (Music From The Original Soundtrack), 2006. Deutsche Grammophon 00289 477 6459 GH;

Bruno Walter Edition - Bruckner: Symphony No 7 / Columbia SO, 1996. Sony  Music 64482.

На всех прослушанных записях Fostex TH-900 демонстрируют сбалансированное, слитное, музыкальное звучание и, одновременно, высокую детальность. Богатые, красивые тембры натуральных и электронных инструментов. Прекрасно проработанная, информативная середина. Прозрачные, но без какой бы то ни было резкости, высокие. Великолепный бас, не мешающий всему остальному. Высочайшая перегрузочная способность.  Никаких спецэффектов и вовлекаторов. Та самая High Fidelity во всей красе.

БСО и опера воспринимаются как  живые. Виолончели прекрасны, флейты, гобои и кларнеты точны и аккуратны. Контрабасы мощны, но без излишеств. Ничто не перекрывает прозрачнейшую середину. Мужской вокал, потрясает. Женский чуть хуже, но это скорее из области придирок - просто, в отличие от мужского, он не вышибает слезу. Пространство, пусть и строится без излишней широты и глубины, но отчетливо ощущается даже на моно записи.

Теплый и большой образ вокалиста Bee Gees четко прорисовывается.  с приличным расстоянием от аккомпанемента, а далее, полусферой слышен стадион. И опять, чистейшая середина плюс весьма впечатляющий панч. Возможно, в звучании есть немного теплоты, но она абсолютно не мешает.

Queen Fostex TH-900 отыгрывают мощно и агрессивно. Бас глубокий, почти утробный. Ни никакой каши. По-прежнему чистейшая середина и прозрачные верха.

Орган воспроизводится предельно реалистично. Басовый регистр неповторим, TH-900 с легкостью воспроизводят, и контроктаву, и субконтроктаву. Мощь и чистота - непревзойденная, но при этом отчетливо слышно, как органист работает педалями и переключает регистры инструмента. Слышно каждый шорох и перелив воздуха в трубках, блеск и матовость нот передаются в равной степени хорошо, Впечатление просто фантастическое - слышно все. И особенности разных органов, а среди них нет одинаковых, и особенности игры конкретного органиста. Возможно - это лучшее воспроизведение органа головными телефонами.

6. Головные телефоны Fostex TH-900 и портативный плеер AK 240.

В заключение, мы подключили Fostex TH-900 к плееру АК240 через специально заказанный переходник 6.3 - 3.5 мм. В целом, все оказалось хорошо. Конечно, не так хорошо, как со специализированным усилителем для головных телефонов, но вполне достойно. Однако сразу чувствуются ограничения по динамике и некоторое упрощение звучания. Дело даже не в громкости, ее хватало. Просто, по субъективным ощущениям, усилитель плеера не справляется с мембранами излучателей TH-900. Что, впрочем, не мешает слушать музыку. Разница между 44/16 и форматами высокого разрешения налицо. Тональный баланс ровен и тембры натуральны. Но, несмотря на более чем достойный уровень каждого из этих изделий по отдельности, система не до конца срослась. Что ж, бывает и так.

Вердикт. Нам головные телефоны Fostex TH-900 в сочетании с Fostex HP-A8C более чем понравились. Настоятельно рекомендуем.