banner 3




обзоры





Главная » Обзоры и статьи » Чудеса, фокусы и разоблачения

Чудеса, фокусы и разоблачения

Все мы знаем, что дьявол в мелочах. Знаем из собственного и чужого опыта, по рассказам многочисленных продавцов, подкрепленных бесчисленными историями в глянцевых журналах. Все мы не раз слышали, что на звук влияет все. Комната прослушивания. Схемотехника и конструктивное исполнение аппаратуры. Стойки, на которых она установлена. Год выпуска комплектующих и название их производителя. Цвет подложки компакт-диска и краска на его торцевых поверхностях. Сетевой фильтр и его отсутствие. Акустические, межблочные и сетевые кабели. Разъемы на них. Даже направление подключения этих кабелей.

Список можно множить до бесконечности. Особенно, если заложить соответствующие возможности при конструировании аппаратуры и в процессе ее производства. И многие, хоть и не всегда осознанно, этим пользуются. Чтобы вы купили всю систему от одного производителя, например. Или потратили пару-тройку тысяч долларов на акустические кабели. Примерно столько же стоит приличный SACD плеер. А как вам сетевой фильтр по цене хорошего усилителя мощности?

Согласимся, именно комната прослушивания, схемотехника и конструктивное исполнение аппаратуры во многом определяют характер звучания. Но самое интересное, что в 9 случаях из 10 на звук действительно влияют и кабели, и сетевой фильтр, и стойки, и многое другое. А если вы, на своей аппаратуре, разницы не услышали вам вежливо, или не очень, скажут, что ваша аппаратура недостаточно хороша, чтобы вы могли эту самую разницу услышать. Бывает конечно и так. Но не торопитесь менять аппаратуру. Давайте сначала попробуем разобраться в чудесах.

Итак, межблочные кабели. С точки зрения инженера-проектировщика у технически исправного кабеля есть 3 параметра: сопротивление R, индуктивность L, емкость С. Практики вспомнят про контактное сопротивление разъемов. Теоретики назовут еще тангенс угла потерь в диэлектрике изоляции tg δ и диэлектрическую абсорбцию в том же материале.

Как обычно в нашем непростом мире все эти параметры зависят от температуры и влажности окружающей среды, амплитуды и частоты сигнала, конструктивного исполнения кабеля, его расположения в пространстве и т.п. и т.д. Зависят не так, чтоб очень сильно, но вполне ощутимо. В диапазоне звуковых частот и обычных климатических условиях - на уровне сотых/ тысячных долей процента. При желании, даже измерить можно. На первый взгляд - вот оно, объяснение. Потому-то и звучат кабели по разному.

Но почему тогда, одни хорошо звучащие устройства к смене межблочных кабелей безразличны, а другие, наоборот, крайне чувствительны? Почему звук и тех и этих устройств при смене направления подключения для кабеля А меняется, а для кабеля Б - нет? Никакой эзотерики - все имеет вполне реальные физические причины.

Во-первых, соединяя два устройства кабелем мы неизбежно добавляем ко входу одного из них и выходу другого те самые, упоминавшиеся выше, сопротивление, индуктивность и емкость. Причем все эти параметры носят распределенный характер. И могут весьма разнообразно контактировать с шасси соединяемых устройств. Для правильно спроектированных устройств и кабелей практически возможные сочетания данных параметров значения не имеют. Но созданные энтузиастами-самоучками шедевры High End, да еще соединенные кабелями экзотических конструкций, могут заметно изменить тембр звучания, а то и впасть в грех возбуждения. Т.е. начинают генерировать свои собственные электрические сигналы, способные исказить звучание системы до полной неузнаваемости.

Во-вторых, нас окружает достаточно интенсивное электромагнитное поле: сигналы телевидения/радиовещания, сетей сотовой/специальной связи, 3 и 4G, WiFi; всевозможные помехи - как случайные, от многочисленного электрооборудования, так и специально создаваемые для предотвращения утечек информации. Организм слушателя на электромагнитное поле не реагирует, а вот соединительный кабель превращает все это многообразие в наводки на вход и выход соединяемых устройств. Причем устройства выполненные в идеологии High End, как правило, не имеют средств защиты от наводок такого рода. А значит перегружаются, что ведет к резкому росту искажений всех видов.

В-третьих, в зависимости от конструкции конкретного кабеля, изменение направления подключения может изменить расположение точек заземления сигнальных цепей в системе соединяемых устройств. Изменив тем самым, характер искажений описанных уже как "во-первых", так и "во-вторых".

К счастью, если соблюдать требования соответствующих стандартов на параметры входов и выходов соединяемых кабелем устройств, и не пытаться испортить сам кабель преднамеренно - ничего страшного заведомо не произойдет. Просто нужно выбирать правильные кабели. Обращая особое внимание на качество соединительных разъемов и используемых проводов. Разъемы должны обеспечивать надежный контакт и удобство соединения/разъединения, а провода иметь достаточное сечение и необходимую гибкость. При этом "правильные" совсем не обязательно значит "дорогие". Выбрав кабель, имеет смысл проверить предпочтительное направление подключения прослушиванием. Чтобы на слух определить оптимальное расположение точек заземления.

И, наконец, перед тем как соединять кабелем какие бы то ни было аудиоустройства, Round Audio настоятельно рекомендует сфазировать сетевые подключения этих устройств. Для чего вам потребуется цифровой мультитметр и немного терпения. Процедура подробно описана в разделе "Маленькие хитрости" .

Сетевые кабели также собирают многочисленные наводки. И, если на стадии проектирования устройства разработчик не принял соответствующих мер предосторожности, наводки эти беспрепятственно доберутся до усилительных каскадов по цепям питания. А еще сетевые кабели могут ограничивать импульсы тока, потребляемого мощными устройствами. Такими, например, как усилитель низкой частоты.

И снова никакой эзотерики. Правильный сетевой кабель должен иметь надежные разъемы, рассчитанные на ток не менее 16 ампер, и проводники достаточного сечения - не менее 1.5 мм. кв. в каждой жиле. Сетевая розетка - лучше отдельная, для аудиоустройств, и непременно с отдельным заземлением. Горячий провод электросети должен совпадать с горячим проводом усилителя. Экранирование желательно, но в большинстве случаев не обязательно. И снова "правильный" не значит "дорогой". В технике вообще не так важно "что именно", сколько "как именно" используется.

То же самое можно сказать и про акустические кабели. Главные требования к ним - достаточное сечение (не менее 4 мм. кв.), многожильные проводники, минимальная длина и надежные соединители. Все остальное практического значения не имеет. Конечно, дорогие аудиофильские кабели выглядят на миллион и, даже если не улучшают звук, то безусловно повышают самосознание владельца.

Нет, мы в Round Audio, не против дорогих аксессуаров. Позволяют вам средства - покупайте на здоровье. Хуже точно не будет. Но мы за то, чтобы вы, уважаемый любитель музыки, ясно понимали, что инвестируете в качество звука, а что в престиж. И всегда готовы помочь вам добиться максимума от вашей системы именно в части ее звучания.

На которое могут повлиять и сетевой фильтр и стойки. Но об этом - в следующей статье.