banner 3




обзоры





Главная » Обзоры и статьи » В поисках усилителя

В поисках усилителя

Что такое усилитель низкой частоты (УНЧ) и для чего он нужен в системе звуковоспроизведения?

Если совсем коротко - он усиливает электрический сигнал от источника по току и напряжению до уровня, который требуется электроакустическим преобразователям. Т.е. головным телефонам и акустическим системам. Для удобства использования, в конструкции усилителя обычно предусматривают регуляторы громкости и тембра, обрезные фильтры НЧ/ВЧ, устройства для коммутации входных и выходных сигналов, блок защиты и задержки подключения акустических систем. Элементная база общеизвестна, схемотехника очень хорошо отработана. Интегральную микросхему на базе которой можно построить весьма прилично звучащий УНЧ мощностью 100 Вт на 8 Ом можно купить за 120 рублей в розницу. Спрашивается, зачем тогда городить огород?

А затем, что возможность не гарантирует реализации. Дьявол, как известно, в мелочах. А на звук влияют даже мелочи. Я не буду рассказывать о лампах военной приемки, серебряных проводах, волшебном припое и позолоченных печатных платах. Их, безусловно, тоже можно услышать, но для того, чтобы их можно было услышать надо сначала сделать по-настоящему хороший усилитель. Не потеряв качества звука, заложенного схемотехникой, в бюджетных соснах конструктива.

Что же такое по-настоящему хороший усилитель низкой частоты? Объективно измеряемые параметры серийно выпускающихся изделий отличаются на порядки величины. Равно как и цены этих изделий. Смешно, но объективно худшие усилители, как правило, стоят гораздо дороже. Разработчики-маргиналы убедительно рассказывают о неоспоримых преимуществах прямонакальных триодов 30-х годов прошлого века, абсолютной полезности межкаскадных трансформаторов намотанных в полнолуние, чудесных свойствах конденсаторов BlackGate и о чудовищных страданиях звука в смертельной петле отрицательной обратной связи (ООС). Разработчики-профессионалы скромно молчат в борьбе за снижение себестоимости изделий, безропотно уступив слово столь же профессиональным маркетологам. Которые, в свою очередь, вдохновенно поют о многолетних традициях качества, потрясающей музыкальности своей продукции и небывало высоких значениях ее технических параметров. При этом никто не говорит, что такое музыкальность и что объективно измеряемые параметры потому и выбраны такими, что их сравнительно просто получить в реальных конструкциях.

На деле все и проще и сложнее одновременно. Измеряемые параметры, которые приводятся в технических спецификациях, редко когда позволяют однозначно сказать какой из двух усилителей будет звучать лучше. При этом, изделия маргиналов обычно чудо как хороши при воспроизведении струнных и человеческого голоса. Но пасуют перед большими оркестрами и неспособны адекватно передать звук рояля и ударных. Продукция от профессионалов в целом неплохо справляется с чем угодно, но вы всегда отчетливо понимаете, что слушаете именно усилитель. С ростом цены звук улучшается и у тех и у других. Однако чтобы не вспоминать об усилителе при прослушивании, за него, вне зависимости от идеологии разработчиков, придется отдать стоимость седана бизнес-класса начального уровня. Специалисты говорят о звуке такого усилителя как о прозрачном на любом уровне громкости. Студийная техника стоит заметно дешевле, но к ней предъявляются несколько другие требования. Главное из которых, скорее не прозрачность звучания, а долговременная надежность.

Детальный анализ технических характеристик, схемотехники и конструктивного исполнения хорошо звучащих усилителей позволяет выделить общую для всех них особенность. Если отвлечься от элементной базы и абсолютных показателей выходной мощности, усилитель низкой частоты звучит тем прозрачнее, чем ближе он по выходным характеристикам к источнику напряжения (ИН). Может быть, такие характеристики и не оптимальны для взаимодействия усилителя с отдельным электродинамическим громкоговорителем - об этом чуть позже - но все современные акустические системы рассчитываются именно для работы с источником напряжения.

И что бы вам ни говорили о революционной схемотехнике, обратной связи и позолоченных контактах, возможности современного усилителя как источника напряжения на 99% определяются мощностью силового трансформатора блока электропитания и максимальным током, который выдерживают выходные элементы. В случае близком к идеальному, оба этих параметра должны выбираться исходя из одновременной работы всех каналов усиления с выходным напряжением соответствующим номинальной мощности при работе на паспортное значение нагрузки и выходном токе, который данное напряжение породило бы на нагрузке в 4 раза меньшей. Выходная мощность каждого канала в таком режиме получается в 4 раза больше номинальной. Т.е. хороший усилитель, рассчитанный на 100 Вт в нагрузку 8 Ом должен уметь отдать 400 Вт в нагрузку 2 Ома.

И только такой усилитель гарантированно справится с любой АС на рабочем уровне громкости. При условии достаточной чувствительности этой АС. И только такой усилитель будет звучать прозрачно при любом уровне громкости. Правда получается этот усилитель большим, тяжелым, горячим и неизбежно дорогим. А самой тяжелыми и дорогими компонентами такого усилителя будут силовой трансформатор, выходные элементы и система утилизации избыточного тепла. На них разработчики и экономят в первую очередь. Отлично понимая, что экономия эта приводит к снижению максимального значения выходного тока усилителя. И ограничивает возможности усилителя как источника напряжения. Что бы после этого не говорилось о многомиллионных затратах на исследования и разработки - правильного звука вы от такого усилителя не получите.

Как и наши акустические системы, усилители Round Audio A100FR также созданы вопреки сложившимся в последнее время стереотипам. Конструктивно усилители выполнены как моноблоки. Каждый из каналов стереосигнала усиливается отдельным усилителем. И что бы ни произошло с сигналом левого канала, сигнал правого никак от этого не изменится. Рассчитанные изначально на выходную мощность 100 Вт в нагрузку 8 Ом, моноблоки отдают 400 Вт в нагрузку 2 Ома. Искажения наших усилителей нормируются в диапазоне 20-20000 Гц и при любых условиях находятся ниже порога заметности.

Мы не боимся применять отрицательную обратную связь. Потому что умеем ее использовать. Потому что охватываем обратной связью изначально весьма линейный и быстрый усилитель. Более того, обратная связь позволяет нам управлять выходным сопротивлением усилителя. Помните про источник напряжения? Его выходное сопротивление стремится к нулю. Именно такое и требуется для правильного сопряжения с традиционными многополосными акустическими системами.

Но акустические системы Round Audio построены на широкополосных громкоговорителях. В них нет разделительных фильтров. Отлично работая с традиционными усилителями, весь свой потенциал наши системы раскрывают именно с усилителями Round Audio. И именно благодаря возможности регулирования выходного сопротивления этих усилителей. В силу конструктивных особенностей, электродинамические громкоговорители преобразуют в звуковое давление не напряжение, подведенное к их входам, а ток, протекающий через звуковую катушку, которая движется в магнитном поле. Да, этот ток обусловлен напряжением, но преобразование напряжение-ток нелинейно зависит от конструктивных параметров громкоговорителя, частоты сигнала, мгновенного значения температуры звуковой катушки и текущего ее положения. Нелинейность этих зависимостей порождает многочисленные искажения. Крайне неприятные на слух.

Выходное сопротивление усилителей Round Audio изменяется с частотой таким образом, что в большей части диапазона звуковых частот акустические системы запитываются не напряжением, а током звукового сигнала. Объективно измеряемым результатом является радикальное снижение искажений всех видов и расширение диапазона воспроизводимых частот. На слух же все это воспринимается как полное отсутствие посторонних призвуков - сколько их, оказывается, было в звучании традиционных АС - и пугающий реализм эффекта присутствия. Знакомые вдоль и поперек записи открывают бескрайнее море новых деталей. В звуке и содержании. И, странное дело, обилие этих деталей не утомляет. Не мешает воспринимать музыку и страсть исполнителей. Напротив, хочется слушать еще и еще. Остро ощущая красоту и неповторимость каждого мгновения.

Собственно, для того мы и затеяли проект Round Audio.

Чтобы снова услышать музыку.

Приходите и послушайте сами. Мы знаем, вам понравится.