banner 3




обзоры





Главная » Обзоры и статьи » Акустические системы для большого звука

Акустические системы для большого звука

Странная, все-таки, вещь - аппаратура звуковоспроизведения. Мы доверяем ей дорогие нам музыку и слова, которые хотим услышать живыми. Такими как они прозвучали в первый раз...

Кому-то для этого хватает бумбокса или микросистемы. Другие в поисках живого звука пробуют комбинировать разные модели источников, усилителей и акустических систем . Самые продвинутые придают особое значение  чистоте электропитания, шипам и соединительным кабелям. Специализированная пресса, описывая все новые и новые изделия именитых и не очень производителей, с упоением рассказывает о прозрачном/холодном, колючем/шероховатом или теплом/бархатном звучании. В состав тракта включены уже и стойки, на которых размещается аппаратура. Эксперты с золотыми ушами всерьез спорят о звуковых почерках изделий разных брендов, отстаивая право этих самых изделий чуть ли не на самостоятельную трактовку воспроизводимой фонограммы. Число отслушанных сочетаний растет в геометрической прогрессии, а звук по прежнему не тот, какого хочется. Смена компонентов тракта дает слышимые изменения, но не приводит к результату. Так погоня за идеалом превращается в бег по кругу.

Разочарованными унылой этой аудиореальностью встретились в октябре 2011 года 2 приятеля. И, неспешно поговорив о жизни и музыке, вдруг поняли, что слушать эту самую музыку сейчас просто не на чем. Даже если вы готовы потратить на свое увлечение десяток – другой тысяч долларов. Подходящие усилитель и источник сигнала найти, в принципе, можно. А вот с акустическими системами все куда сложнее. Те, что можно купить и есть куда поставить, не звучат. Те, что звучат, просто некуда поставить. Даже если отвлечься от цены. Так появилась цель -  создание достоверно звучащей акустики для реальной жизни. В разумных габаритах и за приемлемые деньги.

Начиная проект Round Audio, мы стремились воссоздать в комнате прослушивания живой звук. Правильный и честный. И, в поисках критериев такого звука, постепенно осознали, что лучше всего звучит устройство, которое не имеет собственного голоса. Которое, может быть, и не договорит самую малость, но и не добавит ничего лишнего от себя.

 А добавить оно может многое. Возьмем, к примеру, ту же акустическую систему (условимся в дальнейшем называть ее АС). Получая электрический сигнал от усилителя мощности, она преобразует его в колебания диффузоров громкоговорителей и изменение давления воздуха в корпусе АС, а также в вибрации этого корпуса и элементов конструкции громкоговорителя.

Полезными с точки зрения воспроизведения звука являются только колебания диффузоров громкоговорителей, да и то не все. Как известно из физики, отзыв колебательной системы на воздействие внешней силы есть сумма движений системы под действием этой силы и затухающих собственных колебаний системы на частотах ее резонансов. Собственные колебания низкочастотных громкоговорителей проявляются в виде бубнящего баса, высокочастотных - в виде звонов и металлических призвуков. Скорость затухания, а значит и заметность таких колебаний, определяется добротностью системы, значение которой в нашем случае зависит от конструктивных параметров громкоговорителя, корпуса АС и разделительных фильтров. Теория дает оптимальное значение добротности. Практические прослушивания вносят некоторые поправки. Уменьшение добротности от оптимальной снижает отдачу АС и ухудшает отклик на импульсный сигнал, увеличение - делает собственные колебания слышимыми. В погоне за количеством баса, разработчики обычно склонны несколько увеличивать значение добротности на низких частотах по сравнению с оптимальным.

Помимо собственных колебаний, любой громкоговоритель при работе вносит искажения: нелинейные, обусловленные зависимостью параметров громкоговорителя от смещения его диффузора/мощности и частоты воспроизводимого сигнала, и интермодуляционные, обусловленные тем, что нелинейному от природы громкоговорителю приходится воспроизводить  колебания разных частот одновременно. Искажения обусловленные нелинейностями громкоговорителей наиболее неприятны на слух и воспринимаются как жесткость и мутность звучания, характерные шорохи при воспроизведении высоких частот. Голоса и инструменты сливаются в общую кашу, что делает звучание крайне неестественным.

Еще один вид искажений в громкоговорителях - искажения временные. Диффузор не может мгновенно начать движение или остановиться. Задержка смещения диффузора относительно подводимого электрического сигнала искажает воспроизведение резких изменений звукового сигнала до полной неузнаваемости. Временные искажения убивают звучание струнных, рояля, клавесина, ударных и современной электроники.

В общем случае, все искажения громкоговорителя растут с ростом амплитуды колебаний его диффузора и уменьшением частоты воспроизводимого сигнала, достигая максимума на частоте основного резонанса. При этом на высоких и средних частотах амплитуда колебаний достаточно мала, а вот на низких может достигать 20-30 мм. Особенно, если разработчик стремится уменьшить габариты АС и применяет низкочастотные громкоговорители малого диаметра. Природа неумолима и приемлемый бас в акустическом оформлении малого объема другим способом не получить. Да, подвесы современных громкоговорителей весьма линейны, но при таких больших смещениях диффузора искажения на пиках громкости отчетливо слышны.

Громкость звука различных акустических систем при подведении одинакового электрического сигнала зависит от чувствительности применяемых громкоговорителей. Чем выше чувствительность, тем больше звуковое давление на единицу подводимой электрической мощности и тем, как правило, более реальным получается воспроизводимый звук.

Изменение давления воздуха в корпусе АС влияет на звучание по нескольким направлениям: изменяет характер движения диффузоров громкоговорителей и вызывает деформации стенок корпуса АС в соответствии с амплитудой воспроизводимого сигнала.  И то и другое, наши уши воспринимают как искажения пространственной картины звучания. Звук прилипает к акустическим системам. И мы слышим именно их, а не живых исполнителей.

Тот же самый эффект вызывают вибрации корпусов АС и элементов конструкции громкоговорителей.

Мы не можем с достоверностью утверждать, что вышеизложенные факты неизвестны разработчикам акустических систем. Но если посмотреть, на коммерчески доступные модели АС, то впечатление создается именно такое.

С нелинейностью и интермодуляцией в громкоговорителях они, разработчики, борются применяя специализированные громкоговорители для отдельных полос диапазона звуковых частот (от 2 до 7 громкоговорителей на одну акустическую систему), увеличивая диапазон линейного смещения диффузоров на низких частотах и жесткость диффузоров на высоких. При всей популярности этого пути, его трудно назвать оптимальным. Необходимость электрической фильтрации, совместная работа нескольких громкоговорителей на частотах раздела, пространственное разделение центров излучения полос и различных характер звучания громкоговорителей порождают больше проблем чем решают.

Тем не менее, хорошо звучащие акустические системы существуют. Но именно из-за вынужденной многополосности всегда можно найти изъяны в звучании даже очень хороших акустических систем. Маленькие двухполосники отлично играют в ближнем поле, но не дают реального баса и эффекта присутствия. Расширение диапазона воспроизводимых звуковых частот вниз неизбежно ведет к снижению чувствительности и ухудшению переходных характеристик. А значит требует применения мощных усилителей.  Большие многополосники требуют огромных помещений, но даже в таких помещениях плохо передают натуральные размеры звуковой сцены и источников звука. И, в любом случае, хороший звук АС традиционными методами это всегда дорого.

Мы, Round Audio, пошли другим путем. Искажения порождаемые громкоговорителями, мы минимизируем применяя широкополосные высокочувствительные головки большого диаметра. У этих головок масса недостатков, и всего одно, но решающее в нашем контексте достоинство - минимальная амплитуда колебаний диффузоров на эксплуатационных уровнях громкости. Да, головки этого типа имеют не такую красивую амплитудно-частотную характеристику и у них несколько уже диапазон воспроизводимых частот. Но они ничего не добавляют от себя.

Акустические системы Round Audio типа "закрытый ящик", построенные с использованием одной широкополосной головки обеспечивают характеристики излучения точечного источника и минимальные фазовые искажения во всем диапазоне воспроизводимых частот. А значит высокую тембральную достоверность, широкую звуковую сцену, протяженную в глубину, правильную передачу расположения и размеров звуковых образов.

Цельные толстостенные корпуса литого алюминия, выполнены в форме сферы, что повышает их жесткость и дополнительно улучшает пространственные характеристики воссоздаваемого звукового поля за счет снижения дифракционных искажений. Внутренние отражения и вибрации корпуса устраняются применением самых современных демпфирующих  материалов. Сферическая поверхность характеризуется также минимальным переотражением звуковых сигналов.

Высокая чувствительность и большая номинальная мощность применяемых громкоговорителей позволяют создать в помещении прослушивания весьма реалистичные уровни звукового давления. Акустические системы Round Audio FR12 воспроизведут все: легчайший шорох скрипичного смычка и tutti большого симфонического оркестра, живой звук саксофона и напор heavy metal. Воспроизведут легко, без хрипов и надрыва. Так, как это задумывалось исполнителями и создателями фонограммы.

Не верьте критикам. Верьте своим ушам - приходите послушать. "... ведь, если звезды зажигают - значит это кому-нибудь нужно..."

А если подключить акустические системы FR12 к усилителям Round Audio A100...

Но это будет  уже совсем другая история.